Выставка Юлии Несис ROTOLACAMPO открылась в Академии искусств Флоренции

8 февраля 2024 г.
article162.jpg

 Со 2 по 30 ноября 2023 года в старейшей в мире Академии художеств Флоренции можно было увидеть уникальный ленд-арт проект ROTOLACAMPO - персональную выставку российского художника Юлии Несис.Куратор выставки Инна Хегай говорит о проекте «ROTOLACAMPO»: «Юлия Несис использует природные материалы, древние техники, включая их в реалии современного искусства. Ее творчество тесно связано с процессом самопознания, поиском себя, своих корней. Художественная этика Несис подразумевает бережную, «экологичную» переработку личной памяти, уважение к предмету - материи творчества, к природе - как к эталону красоты и соразмерности. Сохранение высокого ремесла, утверждение ценности созидательного труда, подобно нарративам Кампанилы Джотто». В основе концепции инсталляции «ROTOLACAMPO» - базовые общечеловеческие смыслы, затрагивающие глубокие слои сознания, погружающие в онтологические истоки мифа о бесконечном Пути, где время и пространство слиты воедино. В ней проявляется «эпигенетическая память», общность культурных кодов человеческой цивилизации».

 Концепция выставки предлагает новое художественное выражение основополагающих понятий: Путь, Память, Время. Принадлежит ли человек месту, или место человеку? Является ли оно точкой на карте или набором ощущений, воспоминаний, эмоций? Юлия Несис метафорически раскрывает тему Пути - жизнь как странствие, восхождение или же переход к высшему состоянию души: «Мой дальний путь и твой высокий путь - теперь они тождественно огромны» (И. Бродский). Художник показывает нам, что где бы мы ни находились, мы несем с собой свой внутренний мир.

 Проект задуман как эксперимент по переносу объектов ленд-арта внутрь замкнутого музейного пространства. В основе экспозиции - инсталляция «ROTOLACAMPO» («Перекати-поле»), включающая 16 цилиндрических «снопов» из грубых природных материалов - льна, конопли, джута, металла, с использованием ручной техники гобелена. Инсталляция Юлии Несис «Перекати-поле» впервые экспонировались в 2021 году в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Царицыно» (Ленд-арт проект в рамках IV Триеннале текстильного и современного искусства, куратор С. Чобан). Художник ценит штрихи времени - память, сохраненную в ее арт-объектах: «Они уже приобрели какой-то опыт воздействия окружающей среды: стихий, птиц, людей… Предметы стали другими, прожили свои истории...».

 Для Юлии Несис характерна непридуманная естественность творческого процесса, как у основателя британского ленд-арта Ричарда Лонга, его специфическое отношение к природе: «Когда я смотрю на работы Ричарда Лонга, как он работает с илом, я вспоминаю свое детство. Вспоминаю свои ощущения, как на Кубани босиком ходила по речкам, нога утопала в иле, где водились лягушки и головастики. Такое вот «босяцкое» детство - естественно, это мой опыт. Может, Лонг на самом деле про другое говорит, но мне это близко благодаря моему детству». Идея проекта «Перекати-поле» возникла у Юлии как результат поисков корней, истории своего рода. Верность себе, своим истокам, мировоззрению - воплощается в собственное видение пластического языка.

В залах Флорентийской Академии инсталляция Несис представлена в ином ключе: объекты вырваны из природного контекста, размещены в темноте, как во Вселенной, где нет линии горизонта, но есть иллюзия бесконечности. Экспозиция реализована с участием итальянского «архитектора света» - Яна Бигацци. Благодаря свето-инсталляции акцент восприятия смещается вглубь сознания, и зритель воспринимает образы через призму своей памяти.

Выставка Юлии Несис проводится при поддержке Министерства культуры Италии и Ассоциации Друзей Музея Эрмитаж в Италии в лице ее Президента Франческо Бигацци. Президент Академии искусств Кристина Ацидини подчеркивает важность данной инициативы, «возможность контакта с чутким мастером-новатором международного уровня…» Г-жа Ацидини отмечает: «У Несис я нахожу полную согласованность с природой и полное любви уважение к материалу - послушному инструменту для молчаливого рассказа внутреннего замысла, продиктованного умом и сердцем... Это произведения, говорящие об утонченности, но не о хрупкости. Наоборот, произведения, обладающие нежной силой, выражающие современную интерпретацию древних стилей и древних знаний».  

 Символично, что во Флоренции выставлены трехмерные объекты Юлии, сотканные в уникальной авторской технике гобелена. Именно столица Флорентийской республики со времен Возрождения считалась центром искусств и ремесел в Европе. Здесь много столетий сохраняется особое отношение к ткачеству. Так, на рельефных медальонах Кампанилы (Campanile di Giotto) великого мастера раннего Возрождения Джотто труд ткача соответствует добродетели справедливости: «Если человек практикует справедливость - рождается ткачество». Казалось бы, где логическая связь? Но понятие божественной справедливости тесно связано с понятием судьбы. Высшим примером принятия своей судьбы была Богородица, которая ткала покрывала драгоценной красной нитью, подобно тому, как внутри себя своей царственной кровью соткала тело Богочеловека. Прядение нити – синонима жизни, мысли, времени – является в философской традиции священным актом, аналогичным творению жизни. Тысячелетняя история текстильного искусства представляет универсальный язык, который выходит за рамки географии и границ.

На выставке в Академии также представлен объект в технике ручной бумаги «Скала» (2020, бумага ручного литья, целлюлоза, металл, смешанная техника, 128х160 см), воплотивший мысли Юлии во время созерцания разреза каменной глыбы: «Множество слоев, которые хочется изучить… Вздрагиваю от одной мысли, сколько времени, событий, климатических изменений они запечатлели. Сколько драгоценных знаний хранит эта скала. И теперь эти камни говорят со мной».Несис показывает, что природа и время, оставляя штрихи на поверхностях, могут придать арт-объектам неуловимое состояние, бытийную подлинность. Она умеет видеть и отображать в своих работах совершенство неидеальных вещей - эстетику несовершенства, замечать красоту в естественном разрушении произведений, переживающих течение времени: «Мне нравится минимализм в отношении к предмету. Когда берут чистый предмет, и его безупречность не в том, что он идеальный, а он идеальный уже потому только, что он небезупречный. Нет стремления к украшательству, к преумножению, а есть любование несовершенством. Именно это я принимаю для себя, поддерживаю и культивирую». Художник универсального таланта работает в различных направлениях и техниках: от гобелена и графики до инсталляций и ленд-арта. Диапазон средств выражения варьируется от вполне традиционного, стремящегося передать осязательность предметного мира - до символического, пропускающего формы через призму абстрактного видения.

Юлия Несис родилась в Новороссийске в 1984 году. С 2009 года принимает участие в выставках и арт-проектах в России, в том числе музейных. Окончила Московский государственный художественно-промышленный университет им. Строганова. С 2016 года является членом Московского Союза художников. В настоящее время работает в Лондоне.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий